Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности
Ребенку важно обладать:
1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3.Способностью строить социальные отношения.
4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию".
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.» А. А. Леонтьев
Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, быть креативным. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Виды функциональной грамотности.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru(для учителей и обучающихся)
- Ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
- Банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.
Новый сезон онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России
В этом году уроки будут проходить в прямом эфире с 01:00 до 18:00 по московскому времени, поэтому жители всех регионов страны от Дальнего Востока и до Калининграда смогут подобрать для себя удобный день и часы просмотра. Теперь получить сертификат можно уже на следующий день после изучения урока. Для этого нужно активно в нем участвовать и ответить на несколько вопросов при подключении.
В осеннюю сессию включены занятия по трем новым темам и интерактивные задания. Так, ученикам 5–7 классов расскажут, какими способами сейчас можно оплатить товары и услуги и как не попасться на уловки мошенников. Старшеклассников на уроке-квесте научат защищать свои права, если их нарушает финансовая организация, и познакомят с новой формой российских денег на занятии «Цифровой рубль. Мифы и реальность».
Осенняя сессия продлится до 13 декабря. Подробное расписание, информация об экспертах и другие материалы размещены на сайте проекта.
Банк России проводит онлайн-уроки с 2015 года. За 2023/2024 учебный год они набрали более 6 млн просмотров, а за все время — более 20 миллионов.
Ученики нашей школы уже приняли участие в таких уроках, как:
"Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве"
"Древние монеты"
"Приключения в мире платежей: от золотых монет до банковских карт"
"С деньгами на "ты", или Зачем быть финансово грамотным?"
"Что нужно знать про инфляцию?"
"Платить и зарабатывать банковской картой"
"Цифровой рубль: мифы и реальность"
"Денежные реформы"