БОУ г. Омска "Средняя общеобразователная школа № 30"
город Омск
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности

    Ребенку важно обладать: 

    1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

    2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

    3.Способностью строить социальные отношения. 

    4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию".

    «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

    Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей педагога в настоящее время.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, быть креативным.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    Виды функциональной грамотности.

    1. Читательская грамотность
    2. Математическая грамотность
    3. Естественнонаучная грамотность
    4. Финансовая грамотность
    5. Глобальные компетенции
    6. Креативное мышление

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

    Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru(для учителей и обучающихся)
    • Ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
    • Банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.

    Новый сезон онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России  

    В этом году уроки будут проходить в прямом эфире с 01:00 до 18:00 по московскому времени, поэтому жители всех регионов страны от Дальнего Востока и до Калининграда смогут подобрать для себя удобный день и часы просмотра. Теперь получить сертификат можно уже на следующий день после изучения урока. Для этого нужно активно в нем участвовать и ответить на несколько вопросов при подключении.

    В осеннюю сессию включены занятия по трем новым темам и интерактивные задания. Так, ученикам 5–7 классов расскажут, какими способами сейчас можно оплатить товары и услуги и как не попасться на уловки мошенников. Старшеклассников на уроке-квесте научат защищать свои права, если их нарушает финансовая организация, и познакомят с новой формой российских денег на занятии «Цифровой рубль. Мифы и реальность».

    Осенняя сессия продлится до 13 декабря. Подробное расписание, информация об экспертах и другие материалы размещены на сайте проекта.

    Банк России проводит онлайн-уроки с 2015 года. За 2023/2024 учебный год они набрали более 6 млн просмотров, а за все время — более 20 миллионов.

    Ученики нашей школы уже приняли участие в таких уроках, как:

    "Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве"
    "Древние монеты"
    "Приключения в мире платежей: от золотых монет до банковских карт"
    "С деньгами на "ты", или Зачем быть финансово грамотным?"
    "Что нужно знать про инфляцию?"
    "Платить и зарабатывать банковской картой"
    "Цифровой рубль: мифы и реальность"
    "Денежные реформы"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie